Введение. В настоящее время в условиях развития, поддержки и предоставления гарантий международному арбитражу как форме разрешения споров, осложненных иностранным элементом, большое внимание уделяется процедуре признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений.
При наличии слабой, плохо развитой и урегулированной на законодательном уровне системы признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений само обращение и применение арбитража для защиты нарушенных прав интересов участников процесса ставится под большой вопрос.
В настоящей статье автор затрагивает и анализирует один из ключевых моментов процедуры признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений на территории КНР – право участников на обжалование определений народных судов КНР по делам об отказе в таком признании.
Право на обжалование является процессуальным правом, предоставленным законом участникам гражданского процесса, не согласным с решением, определением суда первой инстанции, в установленный срок обратиться в вышестоящий суд за пересмотром.
Согласно общему подходу под определением народного суда КНР понимается вид судебного акта, который выносится народным судом КНР по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.
Существующая система обжалования определений народных судов КНР об отказе в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. При этом необходимо сразу отметить, что в настоящее время в КНР не предусмотрено в чистом виде системы обжалования определений народных судов КНР о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений или об отказе в их признании и приведении в исполнение. Данный судебный документ выносится народным судом КНР в первой инстанции и является окончательным.
В запрете по принятию заявлений об обжаловании вышеуказанных определений народных судов КНР находятся следующие основания.
В соответствии со статьей 154 Гражданского процессуального кодекса КНР от 09.04.1991 года в редакции от 31.08.2012 года (далее – «ГПК КНР») «определение выносится в случае:
1) отказа в принятии искового заявления;
2) наличия возражений относительно подведомственности;
3) возвращения искового заявления;
4) обеспечительных мер и предварительного исполнения;
5) принятия или непринятия отказа от иска;
6) приостановления или прекращения производства по делу;
7) исправления ошибок в судебном решении;
8) приостановления или прекращения исполнительного производства;
9) отмены или отказа в исполнении арбитражного решения;
10) отказа в исполнении документа о долговом обязательстве, заверенного нотариальным органом и предусматривающего принудительное исполнение;
11) в иных случаях, требующих вынесения определения.
Определение, вынесенное в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 3 выше, может быть обжаловано»[1].
В 1987 году Верховный Народный Суд КНР опубликовал уведомление «О присоединении КНР к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (далее – «Уведомление»)[2]. Оно устанавливает, что компетентный народный суд КНР после принятия заявлений о признании и приведении в исполнение арбитражного решения должен провести проверку на наличие обстоятельств, предусмотренных Нью-Йоркской конвенцией от 10.06.1958 «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (далее – «Нью-Йоркская конвенция»)[3], народный суд КНР должен признать юридическую силу иностранного арбитражного решения и привести в исполнение в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством КНР в случае отсутствия обстоятельств, перечисленных в пунктах 1, 2 статьи 5 Нью-Йоркской конвенции.
При установлении наличия одного из вышеприведенных обстоятельств народный суд КНР выносит определение об отказе в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Таким образом, Верховный Народный Суд КНР также не урегулировал положения об обжаловании определений народных судов КНР об отказе в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
Однако, после более детального анализа законодательства КНР можно сделать предположение об отсутствии достаточных оснований для запрета в обжаловании определений народных судов КНР об отказе в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
ГПК КНР не четко определяет возможность обжалования определений народного суда КНР в отношении именно дел о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, статья 154 ГПК КНР не разрешает подачу обжалований по делам об отказе в исполнении решений арбитража, но не определяет, возможен ли запрет на подачу обжалований по делам о признании иностранных арбитражных решений.
ГПК КНР содержит только статью 283 в отношении признания и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений на территории КНР: «…признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений на территории КНР осуществляется путем подачи непосредственно самой стороной заявления в народный суд средней ступени по месту жительства (нахождения) должника или по месту нахождения его имущества, при этом народный суд решает вопрос о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения в соответствии с международными договорами, заключенными КНР или в которых он участвует, либо на основе принципа взаимности»[4].
В указанной статье ГПК КНР не дается четкого правила о том, допускается или нет обжалование в отношении определений об отказе в признании иностранных арбитражных решений, а также не предусмотрены возможные юридические действия при отказе в подаче обжалований. Поэтому возникают определенные сомнения относительно применения положений статьи 154 ГПК КНР о запрете в обжаловании определений народных судов КНР об отказе в исполнении арбитражных решений к определениям, касающимся признания иностранных арбитражных решений.
В целях восполнения некоторых возникших пробелов в отношении интерпретации положений статьи 154 ГПК КНР Верховный Народный Суд КНР вынес несколько разъяснений по отдельным делам по вопросам обжалования определений народных судов, а именно:
1. Разъяснения Верховного Народного Суда КНР от 26.06.1996 «Об отказе в принятии к рассмотрению народными судами дел о несогласии и пересмотре определений об отказе в исполнении арбитражных решений»[5];
2. Разъяснения Верховного Народного Суда КНР от 23.04.1997 «По вопросам обжалования определений народных судов об отмене арбитражных решений или отказе в принятии заявлении»[6];
3. Разъяснения Верховного Народного Суда КНР от 11.02.1999 «По вопросам принятия народными судами заявлений о пересмотре определений народных судов в отношении отмены арбитражных решений»[7].
Но согласно вышеперечисленным актам Верховного Народного Суда КНР вопрос обжалования определений народных судов в отношении отказа в признании арбитражных решений не получил разъяснений.
Система «предварительного доклада» и ее сравнительно-правовой анализ с существующей системой в РФ. В настоящий момент система «предварительного доклада» в отношении дел об отказе в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений представляет собой своеобразную систему обжалования определений народных судов КНР по делам о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений [3, c. 53]. Она была введена в действие уведомлением Верховного Народного Суда КНР от 28.08.1995 «О рассмотрении народными судами вопросов, связанных с иностранными арбитражем и арбитражем, осложненным иностранным элементом»[8].
В соответствии с данной системой если народный суд КНР средней ступени после принятия к рассмотрению дела о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений находит причины для отказа в признании и исполнении, то он должен направить запрос об этом в вышестоящий суд и впоследствии в Верховный Народный Суд Китая.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Рассмотрение указанных категорий дел проходит через три судебные инстанции, что противоречит законодательству Китая, где применяется система рассмотрения дел только в двух инстанциях;
2. Нарушается принцип родовой подсудности [5, c. 413–414], так как в соответствии с 283 статьей ГПК КНР дела о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений подсудны народным судам средней ступени, однако фактически право принятия решения в отношении признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений передано Верховному Народному Суду КНР, а народные суды средней и высокой ступеней только выполняют функции по проведению предварительной рассмотрения таких дел;
3. Нарушается принцип независимости народных судов при рассмотрении дел [4, c. 5, 8].
Система «предварительного доклада» была создана Верховным Народным Судом КНР для того, чтобы не допускать злоупотреблений, ошибок и нарушений законодательства нижестоящими судебными органами. Но в данном случае «обратной стороной медали» является отсутствие четких процессуальных норм, что отрицательно сказывается на осуществлении правосудия судебными органами.
В отличие от КНР определения арбитражного суда РФ о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений или отказе в их признании и приведении в исполнение можно обжаловать в вышестоящий суд в кассационном порядке, о чем гласит часть 3 статьи 245 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также дополнительно разъясняется в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 №36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»[9] и постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2011 №52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»[10].
Заключение. Следовательно, автор считает, что система «предварительного доклада», которая включила в себя некоторые функции системы обжалования, является переходным периодом в области признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений на территории КНР, и, очевидно, устарела и не отвечает как принципам современного гражданского процесса, так и не может полноценно защищать интересы его участников [2, c. 165].
Автор еще в своей статье, опубликованной в 2011 году [1, с. 134–137], затрагивал проведение реформ законодательства КНР в области признания и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, однако до настоящего времени практически ничего не поменялось.Поэтому в целях укрепления положения арбитража как способа разрешения споров необходимо особо уделить внимание подготовке и проведению реформы законодательства КНР в отношении системы обжалования определений народных судов КНР об отказе в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
[1] Статья 154 Гражданского процессуального кодекса КНР от 09.04.1991 года в редакции от 31.08.2012 года. http://www.pkulaw.cn/fulltext_form.aspx?Db=chl&Gid=183386&keyword=%E8%AF%89%E8%AE%BC%E6%B3%95&Encodi…
[2] Уведомление Верховного Народного Суда КНР от 1987 года «О присоединении КНР к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений». http://vip.chinalawinfo.com/newlaw2002/slc/slc.asp?db=chl&gid=3255
[3] Нью-Йоркская конвенция от 10.06.1958 «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений». http://www.uncitral.org/pdf/1958NYConvention.pdf
[4] Статья 283 Гражданского процессуального кодекса КНР от 09.04.1991 года в редакции от 31.08.2012 года. http://www.pkulaw.cn/fulltext_form.aspx?Db=chl&Gid=183386&keyword=%E8%AF%89%E8%AE%BC%E6%B3%95&Encodi…
[5] Разъяснения Верховного Народного Суда КНР от 26.06.1996 «Об отказе в принятии к рассмотрению народными судами дел о несогласии и пересмотре определений об отказе в исполнении арбитражных решений». http://vip.chinalawinfo.com/newlaw2002/slc/slc.asp?db=chl&gid=15049
[6] Разъяснения Верховного Народного Суда КНР от 23.04.1997 «По вопросам обжалования определений народных судов об отмене арбитражных решений или отказе в принятии заявлении». http://vip.chinalawinfo.com/newlaw2002/slc/slc.asp?db=chl&gid=17117
[7] Разъяснения Верховного Народного Суда КНР от 11.02.1999 «По вопросам принятия народными судами заявлений о пересмотре определений народных судов в отношении отмены арбитражных решений». http://vip.chinalawinfo.com/newlaw2002/slc/slc.asp?db=chl&gid=21350
[8] Уведомление Верховного Народного Суда КНР от 28.08.1995 «О рассмотрении народными судами вопросов, связанных с иностранными арбитражем и арбитражем, осложненным иностранным элементом». http://vip.chinalawinfo.com/newlaw2002/slc/slc.asp?db=chl&gid=13496
[9] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 №36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции». http://www.arbitr.ru/as/pract/post_plenum/23880.html
[10] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2011 №52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам». http://www.arbitr.ru/as/pract/post_plenum/37820.html